Валерий Лукка — яркое и незабываемое явление отечественного искусства. В Институте имени Репина он учился на искусствоведческом факультете, и я знаю его с юных лет. Каково же было моё удивление, когда на одной из выставок конца 1980-х годов мы встретились и он мне показал свою живопись. Это был уже зрелый художник, входивший в группу «Трех богатырей», где кроме него были Вячеслав Михайлов и Феликс Волосенков. Мне жаль, что группа распалась. Я часто приходила к ним в мастерскую, и там всегда бурлила жизнь, насыщенная юмором и творчеством. Тогда это было непривычное искусство как для обычных зрителей, так и для специалистов. Собственно, они мало выставлялись, новые движения только формировались, и наблюдать за их становлениями было бесконечно увлекательно.

Мне не нравятся все специальные определения искусства Лукки («концептуальный экспрессионизм»). Лукка замечательный экспериментатор, он явился на художественную арену, чтобы абсолютно реформировать традиционную живопись. Его сознание порождало новую фактуру, неожиданную манеру живописи, экспрессивные живописные плоскости. Холст оживал под его руками. Он вмонтировал в холст различные металлические объекты. Он развивался стремительно и, когда в начале 2000-х он показывал мне серию портретных образов русских писателей (Чехова, Толстого и Горького, Достоевского и других), я была поражена образами, выполненными с добрым чувством юмора, остро и неожиданно. Прошло много лет, а у меня эти картины перед глазами.

Я представляла его работы в групповых выставках на Западе, и успех его живописных произведений был очевиден. Дома я любуюсь его картиной «Гроза прошла», где сила волевых живописных мазков, кажется, не имеет предела. Особым событием стал портрет Дягилева, созданный Луккой, переданный в Музей современного искусства имени Дягилева. Художник никогда себя не повторяет, в каждой новой картине происходит поиск, превращающийся в истинные открытия Валерия Лукки. По его полотнам можно судить об исторических этапах, пройденных страной. Он удивительным образом сочетает академические знания мирового искусства, классиков разных эпох, но своим знаком он создал неповторимую живописную плоскость, основанную на контрастах разрушения и созидания.

При небольшом росте, тихом голосе он создает произведения с мощной живописной энергией, заряжающей вас на долгое время. Т.С. Юрьева