Аудиовизуальная инсталляция Дмитрия Шубина DIRECT(ions) | Музей современного искусства им. Дягилева

Аудиовизуальная инсталляция Дмитрия Шубина "DIRECT(ions)"

Впервые в СПбГУ к Международному Дню музеев (18 мая) - Музей Современных Искусств им. С.П. Дягилева представляет произведение саунд-арта - звукового искусства – нового междисциплинарного жанра, работающего со звуковым восприятием. Известный петербургский музыкант, художник, основатель и дирижер Санкт-Петербургского оркестра импровизации (St.Petersburg Improvisers Orchestra) Дмитрий Шубин передал в дар Музею Современных Искусств СПбГУ свое произведение DIRECT(ions) - многоканальную интерактивную аудиовизуальную инсталляцию, размещенную в виртуальном пространстве. Ныне новейшие формы искусства - звуковые «ландшафты», «скульптуры» и «инсталляции» создаются звуковыми художниками на стыке музыки, визуальных искусств, технических и научных экспериментов, переформатирующих наше восприятие мира.

Инсталляцию можно услышать здесь: http://dmitryshubin.ru/directions

DIRECT(ions) - это интерактивная музыка, произведение с модальной композицией, звучание которой определяется самим слушателем. Инсталляция представляет собой виртуальную сферу с расположенными вокруг нее источниками звука: при вращении сферы изменяется положение источников звука в пространстве относительно слушателя.

Говорят, что Пифагор обучал своих учеников из-за ширмы, чтобы не отвлекать их от глубинного содержания своих лекций, составленных из лаконичных «акусмат» (греч. — «изречений»). Роль ширмы в интерактивной акусматической музыке выполняет виртуальная сфера, в которой находится слушатель, управляющий звуковым полем инсталляции с помощью джойстика или мыши, благодаря чему можно свободно перемещаться по звуковому пространству.

"Оркестры громкоговорителей", различные варианты которых существуют в настоящее время (французский Acousmonium, австрийский The Acousmatic Project, американский Audium и другие) используют огромное количество источников звука (часто до 40 и более) для создания эффекта тотального звукового поля, в котором находится слушатель. При это Acousmonium создан для живого исполнения акусматической, т.е. написанной заранее, музыки. Исполнитель (в роли которого в большинстве случаев выступает сам композитор) в режиме реального времени распределяет звуковые массы в пространстве посредством специального микшера, позволяющего регулировать громкость источников звука.

Однако слушатель в этом ситуации столь же статичен, как и при прослушивании любой другой музыки - он не участвует в процессе никак. Интерактивная музыка помещает в виртуальный Acousmonium слушателя и ставит его на место исполнителя - и отчасти композитора. Исполнитель больше не нужен - слушатель сам управляет распределением звука в пространстве. Более того, сама композиция становится прямо зависимой от слушателя (модальная композиция), поскольку строится именно им - последовательность звучания каналов, скорость перемещения по сферической плоскости, на которой расположены источники звука, зависят именно от слушателя, который, таким образом, становится "соавтором" композитора. Каждое прослушивание интерактивного произведения отличается от другого и более не повторяется.

В каком-то смысле DIRECT(ions) подобна конструктуру Lego, поскольку это музыка, которая создается самим слушателем из заранее подготовленных "кирпичиков".

В инсталляции используются технологии Ambisonics и VR Audio, позволяющие прослушивать многоканальные произведения с объемным звуком. При этом наличие многоканальной техники совершенно необязательно - инсталляция рассчитана на прослушивание с любыми стерео (и даже моно) устройствами и может полноценно воспроизводиться даже на смартфоне.