Особенности анархизма юго-западной Эстонии

 

Особенности анархизма Юго-Западной Эстонии.Эстония очень маленькая и можно было бы подумать, что больше одной художественной школы в неё просто не влезет. Однако влезает. Настоящая выставка, посредством фото- и видеодокументов, знакомит посетителей с творчеством художников, связанных с Пярну, с 90-х годов и до наших дней.

Составленная выставка не ставит своей целью хронологически охватить все проявления анархизма Юго-Западной Эстонии, не выстраивает их в иерархическую систему, даже не ставит их в порядке важности. Мы имеем дело с произвольным выбором, принципом которого стало, так сказать, увлекательное искусство, ведущее свою родословную от плодородной почвы анархизма Юго-Западной Эстонии.

Понятие «анархизм Юго-Западной Эстонии» не является официальным термином, впервые его произнесла искусствовед и куратор Эха Комиссаров в довольно случайной ситуации. Однако он замечательно подходит для характеристики пярнуской школы, по своей сути этот термин логичен и, в качестве брэнда, интригующ.

Юго-Западная Эстония – это как раз то место, где на карте находится Пярну, известный эстонский курорт. Под анархизмом здесь понимается не политическая позиция. Скорее, это определение указывает на деятельность пярнуской школы вне всяких иерархий художественного мира и вне сложившихся традиций.

Современное искусство Эстонии началось в Тарту, где с 1920-х годов действовало художественное объединение «Паллас». В Таллинне была художественно-промышленная школа, где занимались прикладным искусством, законодательницей же мод в изобразительном искусстве эстонская столица стала только после Второй мировой войны.

Пярну же долгое время был пустым местом, где ничего особенного, за исключением любительского искусства, не происходило. Такая ситуация продолжалась вплоть до 1990-х годов, когда Эстония уже восстановила свою независимость и на всех парах направилась реализовывать новый государственный порядок. В бизнесе зарабатывались первые сомнительные миллионы, государством управляли с понятным рвением, в культуре тоже возникало больше небывалых явлений, чем грибов после дождя. Всё было ново, всё было увлекательно, всё было возможно.

Всё началось с образования. В 1990 году в Пярну открылась частная гуманитарная гимназия «Сютевака», где в 1993 году было создано и художественное отделение. В добавок к некоторым местным кадрам, имевшим художественное образование, преподавать позвали и легендарного художника-перформансиста Сорге, который вовлёк в эту деятельность и других, пусть неизвестных в академических сферах, но молодых, энергичных деятелей с полным отсутствием рутинных подходов к делу.

Это отделение закончило свою деятельность в 1998 году, в силу экономических трудностей, а молодые и сердитые преподаватели, вместе с учениками, взяли и создали свою частную школу - Academia Non Grata, первоначально дававшую профессиональное образование, какое-то время (2002-2004) являвшуюся колледжем Эстонской Академии Художеств под подпольной кличкой AcademiaGrata, а после этого работавшую ещё какое-то время в качестве школы по интересам для взрослых. Параллельно со всем этим возникло и объединение художников-перформансистов, известное во всё мире как объединение Non Grata. Все эти школы, группы и явления были интегрированы друг с другом, образуя хорошо работающую систему, где образование в то же время было искусством и наоборот. И всё это были пропитано событиями в искусстве, когда созданное оперативно представляли зрителям.

Большая Перемена времён гимназии «Сютевака» напоминала демонстрацию обезумевших народных художников, где вместо лозунгов и национальных костюмов по улицам города двигались художники-перформансисты и живописные полотна. Через какое-то время появились Медиум-фестиваль Фидео и Вильмов и фестиваль «Graafika In“, где, наряду с выставками и киносеансами, важная роль отводилась искусству перформанса, и вся интересующаяся искусством публика Эстонии до сих пор посещает эти фестивали в поисках экстатического опыта участия. Позднее, когда в различных маленьких городках Эстонии, в силу усталости организаторов и отсутствия средств, перестали проводиться художественные фестивали и фестивали перформанса, родился фестиваль DiverseUniverse, который, помимо Эстонии, оставил свой знак на художественных мероприятиях, и сейчас проходящих по всему миру. Вдобавок к этому, некоторые художники с опытом анархизма Юго-Западной Эстонии в течение длительных или кратких сроков проводят свои собственные маленькие персональные фестивали перформанса.

Анархизм Юго-Западной Эстонии породил многие как временные, так и постоянные места демонстрации искусства и продуктивные творческие союзы. Начало этому положил Янно Бергманн с проектом UnaBomberKunstplatz в 2001 году, что можно считать первым в Эстонии artist-run проектным пространством. Компании из пярнуской школы, переехавшие в Таллинн, основали и сейчас работающую художественную галерею Art Container вместе с серией мероприятий перформанс-арта GlobalContainer, проходящей в культурном пространстве «Полимер», вторая компания основала самую маленькую галерею Эстонии (6 кв.м) «Метрополь» вместе с сопутствующей ей коммуной художников. Первым, кто переехал в столицу, был пярнуский Центр Литографии Эстонии, где работают люди, посвятившие себя пропагандированию и осуществлению этой графической техники.

Из быстро сгоревших светлым пламенем явлений культуры в Пярну на настоящее время остался ряд профессиональных художников, как традиционалистов, так и перформансистов, которые составляют ядро пярнуской художественной жизни. Большая часть из них работает в других частях мира и Эстонии, но бурная художническая юность в Пярну оставила на них вечный отпечаток, признаются они себе в этом или нет.

Оценивающий взгляд со стороны не обязательно найдёт общие черты в школе художников-анархистов Юго-Западной Эстонии, но, по сути, их объединяет перформансивность – они воспринимают творчество больше как процесс, чем как усердную погоню за целью. Зачастую перформансы являются и предметами искусства, как в живописи, так и в графике, скульптуре, инсталляциях, фотографиях, и, само собой разумеется, в видео-арте.

В художественной жизни Эстонии, которая сегодня определяется Таллинном, на анархистов Юго-Западной Эстонии до сих пор смотрят как на странных посторонних, которые, правда, могут иногда удивить внезапным ударом, но которых совсем уж на большой парнас не слишком допускают.