Анатолий Заславский

Анатолий Заславский родился в 1939 году в Киеве, во время войны был эвакуирован в Туркмению, но в 1945-м семья вновь вернулась на Украину. После окончания средней художественной школы, Заславский поступает в киевский государственный институт имени Тараса Шевченко, где вначале был принят на педагогическое отделение, а позже переведен на живописный факультет, с которого тут же и исключен за плохое знание украинского языка. Исключение подвигло Анатолия переехать в Ленинград и поступить в высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной на отделение монументальной живописи.

На рубеже шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века, когда только начиналась творческая карьера Заславского, его живопись уже отличалась от сухого академизма своей жизнерадостностью, раскованностью, искренностью и любовью к цвету. В то же время его манера была далека и от так называемого «неофициального искусства». Золотая середина, которой придерживался художник, оказалась наиболее естественным выходом из состояния все более накаляющихся противоречий между двумя полюсами искусства в Советском Союзе. Похожие взгляды разделяли тогда такие художники, как Завен Аршакуни и Герман Егошин, которые несомненно повлияли на живописную манеру Заславского, и к которым он относится с большим уважением.

Окружающий нас мир в картинах Заславского одушевлен, отмечен трепетным отношением художника. Особенное значение мастер придает цвету, к выразительным возможностям которого испытывает бесконечное доверие. Заславский убежден, что «цвет — это не просто окрашенность предмета», но ключ к пониманию его сути. Вообще, в какой-то момент граница между природой жизни и природой красочных отношений у Заславского стирается: изображенный предмет перестает быть лишь намеком на предмет реальный, и сама живопись обретает новую самостоятельную ценность.

Живопись остается для него сугубо личным, приватным делом, средством самовоспитания и познания мира. «У меня выработалась привычка осознавать мир только в момент, когда я его изображаю. Мне трудно жить без этого познания мира, я плохо вижу, если не рисую», — говорит художник.