Выставка Майи Хлобыстиной "Май- я"


Выставка петербургской художницы Майи Хлобыстиной «МАЙ-Я» в Музее Современного Искусства СПбГУ представляет её творчество, начиная с 1988 года, когда она принимала участие в выставках группы Тимура Новикова «Новые художники». Майя родилась в Ленинграде в семье археологов, и с юности была вовлечена в деятельность родителей. Отец прекрасно рисовал, показал детям, как делаются археологические зарисовки, и будущая художница делала рисунки археологических находок и раскопов к научным трудам родителей.

В 1977 году, по стопам старшего брата, Майя поступает в художественную школу № 1 Дзержинского р-на Ленинграда – единственную школу, где помимо классического рисования, были различные отделения декоративно-прикладного искусства, и учится художественной росписи по тканям и ткачеству. Один год после окончания средней школы она проработала в декорационных мастерских Малого театра оперы и балета им. Мусоргского. В 1981 году поступает в Ленинградское Художественное училище им. Серова (ныне Рериха). Одним из ключевых педагогов Хлобыстиной был замечательный петербургский художник Н.А. Сажин, который в годы застоя показал пример свободного, незашоренного взгляда на мир. В 1985 году Хлобыстина заканчивает художественное училище, после чего работает в художественных мастерских Большого Театра Кукол.

С началом Перестройки Хлобыстина знакомится с искусством ленинградского андеграунда, и под влиянием новых течений, а также, увлеченная советским Авангардом 1920-х годов, начинает делать картины на тканях с помощью трафаретов - в технике, знакомой ей еще по периоду обучения в художественной школе. Тогда же начинает участвовать в выставках. На одной из них, проходившей 1988 году в ДК им. Свердлова, под крылом группы «Новые художники», она выставляет работу «Патриотический алфавит». Первый экземпляр был утрачен, но, благодаря сохранившимся трафаретам, была сделана авторская копия уже на холсте, принимавшая участие в знаковой выставке «Red Waive», организованной Джоанной Стингрей в Лос-Анжелесе. Почти все работы того времени «уехали» в США и Европу, сохранились только трафареты. Среди выставок, в которых принимала участие Хлобыстина - «От авангардного искусства – к Перестройке» (Выставочный комплекс в Гавани 1988-1989), так называемые «женские выставки» в ДК. Маяк и в Выставочном зале областных музеев на Литейном 57 (1988-90), и ряд других. В этот период Хлобыстина учится в Театральной Академии на постановочном факультете, закончив которую в 1993 году оставляет театр и свое «трафаретное» творчество, сделав резкий крен в сторону новой тогда, компьютерной графики. Майя становится дизайнером, и в период бума клубной жизни, занимается дизайном клубных и театральных афиш, которыми был завешан весь город.

В 2000-е, продолжая заниматься графическим дизайном, Хлобыстина возвращается к «живому» рисованию, в основном графических листов. В последний год она сделала серию холстов в технике трафарета под общим названием «Счастье». В 2015 году Хлобыстина организовала студию, где её ученики - дети и взрослые создают работы в разнообразных техниках, анализируя классические образцы мирового искусства - по методике, разработанной художницей.