Выставка Александра Герасимова "Послание Александру фон Гумбольдту"


«Барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Heinrich Alexander Freiherr von Humboldt, 14 сентября 1769, Берлин — 6 мая 1859, Берлин) — немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. Научные интересы Гумбольдта были необычайно разнообразны. Своей основной задачей он считал «постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил»; за широту научных интересов современники прозвали его Аристотелем XIX века. Исходя из общих принципов и применяя сравнительный метод, он создал такие научные дисциплины как физическая география, ландшафтоведение, экологическая география растений. Благодаря исследованиям Гумбольдта были заложены научные основы геомагнетизма. Уделял большое внимание изучению климата, разработал метод изотерм, составил карту их распределения и фактически дал обоснование климатологии как науки. Подробно описал континентальный и приморский климат, установил природу их различий. Член Берлинской, Прусской и Баварской академий наук. Почётный член Петербургской академии наук».

«Способности Александра (фон Гумбольдта) … уже обнаружились в полном блеске. Он обладал обширными и разносторонними сведениями не только в естествознании, но и в истории, юридических науках, классической литературе… владел несколькими языками, напечатал ряд самостоятельных исследований… и обдумывал планы будущих путешествий… К этому нужно прибавить полную материальную обеспеченность». © Энгельгардт М. А. «Александр Гумбольдт, его жизнь, путешествия и научная деятельность». — СПб., 1891

ПОСЛАНИЕ АЛЕКСАНДРУ ФОН ГУМБОЛЬДТУ

выставка невидимых глазу изображений, гербариев и чужих писем

Сегодня автор представляет на суд почтенной публики картины, грешащие тем, что в тридцатые годы прошлого века так осуждалось искусствоведами Советской России — формализмом и декоративностью. Художника интересует чистая форма. Текстура, фактура, плоскостная композиция представляют для него больший интерес, нежели традиционные для живописи советских времен — портрет, пейзаж, натюрморт и жанр. Речь идет не столько о живописи красками по холсту, сколько о пристальном рассматривании, любовании узором дворцового мрамора, трещиной на влажном каменном полу общественных бань, неровностями беленой известью стены крестьянского дома, вековой патиной, покрывающей лубочную картинку старого солдатского сундука. Очарование школьного гербария, первозданная прелесть перфокарты, брутальный шик шрамовой татуировки аборигенов Эфиопии, застенчивая красота библиотечного формуляра, пронзительная шершавость бугорков азбуки Брайля — вот суть и основная составляющая его картин. Художник выступает скорее в роли собирателя и созерцателя, нежели создателя художественного продукта. Его деятельность сродни исследованиям германского естествоиспытателя XIX века Александра фон Гумбольдта, к имени которого отправляет зрителя название выставки.

Александр Герасимов